Дислалия артикуляторно-фонетическая.
Артикуляторно-фонетическая дислалия — (греч. dys –
нарушение + греч. lalia – речь) это дислалия, обусловленная неправильно
сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный
звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда
наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается
окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук,
которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”,
когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда
вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и
др.
Для обозначения искаженного произношения звуков
используются международные термины, образованные от названий букв
греческого алфавита с помощью суффикса “изм”.
Ротацизм — дефект произношения звуков “р” и “рь”.
Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков “л” и “ль”.
Нёбные звуки (каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм).
Каппацизм — дефекты произношения звуков “к” и “кь”.
Гаммацизм — дефекты произношение звуков “г” и “гь”.
Хитизм — дефекты произношения “х” и “хь”.
Йотацизм — дефекты звука “й”.
Дефекты озвончения: “c” – “з”, “ш” – “ж”, “п” – “б”, “г” – “к”, “т” –
“д”.
Пример. Вова П., 6 лет, поступил к нам в сентябре 2003 г. с диагнозом артикуляторно-фонетическая дислалия.
У него наблюдалась следующая картина: “c” – межзубный, “ш” – щечный,
“л” – отсутствовал, “р” – одноударный; “к” заменялся на “т”, а “г” на
“д”. Ребенок занимался с нашими логопедами 4 месяца по 2 раза в неделю.
Был выпущен с хорошей речью.

|