ФФНР,
фонетико-фонематическое недоразвитие РЕЧИ
ФФН,
фонетико-фонематическое недоразвитие —
это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у
детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
Основные проявления,
характирезующие ФФН:
• Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть”: “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”;
• Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. “Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”;
• Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”;
• Другие недостатки произношения: звук “р” — горловой, звук “с” — зубной, боковой и т.д.
Основные задачи
логопедической работы:
• Формирование звукопроизношения;
• Развитие фонематического слуха;
• Подготовка к обучению грамоте.
• Гена К., 5.5 лет, поступил в ноябре 2003 г. с диагнозом фонетико-фонематического недоразвития, ФФН: у ребенка было нарушено фонематическое восприятие и наблюдались следующие дефекты звуков: “р” и “рь” — горловые; “л” — отсутствовал; “ш” и “ж” — боковые; свистящие — межзубные. Ребенок занимался с логопедом до апреля 2004 года. Большая работа проводилась над нормализацией фонематического восприятия. Был выпущен с хорошей речью.

|