ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [С]
Губы
растянуты в полу улыбке, зубы видны, губы находятся на расстоянии 1-1,5
мм , язык широкий, кончик языка опушен и упирается в нижние передние
зубы, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок.
Прохождение холодной воздушной струи через желобок (которая хорошо
ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту) и вызывает
специфический шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и
прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо поднято,
прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость,
воздушная струя идет через рот.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [С]
«Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Язык перешагивает через зубы», «Киска сердиться»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [С]
«Как течет водичка»
Ваня пошел в ванну мыть руки после прогулки. Повернул кран, и вода полилась очень быстро и шумно: [c-c-c-c-c] (громко) и брызги летели в разные стороны. Ваня убавил воду, повернув
кран, и водичка полилась медленно тонкой струйкой и стала петь так:[с-с-с-с-с-с] (тихо).
Ваня, вымыл руки с мылом и выключил кран. Как пела водичка, когда текла быстро из крана, а как медленно?
«Насос»
Саша
ехал на велосипеде и вдруг «бах-бах» проколол колесо гвоздем. Саша слез
с велосипеда, заклеил колесо, взял насос и начал накачивать шину [с-с, с-с-с, с-с-с].
Давай поможем Саше накачать шину (ребенок произносит звук с-с-с и
одновременно делает движения руками, как будто он качает насос).
«Холодный ветерок»
Зима. На полях , лугах, крышах домов лежит снег. (демонстрация картин с зимней тематикой). Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с] и сдувает снежинки с деревьев, домов и т.п.
Положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносить [с-с-с-с], ребенок должен почувствовать, что
струя воздуха действительно холодная. (можно сравнить со звуком [Ш], при произнесении которого воздушная струя теплая.
«Сушим белье»
Взрослый держит в руках натянутую веревку, ребенок вешает на нее носовой платок (или любой кусочек легкой материи)
и крепит его прищепками к веревкам. На команду «Подул сильный ветер»
ребенок начинает дуть на платок с-с-с-с-с (как в упражнении «Холодный
ветерок»). По команде ветер стих, ребенок перестает произносить звук [С]. Повторяете это упражнение несколько раз, с разной силой и громкостью произношения звука [С]. Сильный ветер подул - ребенок громко и с силой выдувает воздух и произносит [C], тихий ветер - ребенок тихо произносить звук [C].
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.
С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «песенку водички»
Взрослый
произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть
далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних
этапах - близкие)
Например: С, Д,К,С,Х,Р,Я,О,С, Н, затем В,С,Т,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ
Если ребенок изолированно произносить звук [С], то можно переходить к следующему этапу АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [С]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С ]В СЛОГАХ
Послушай,
какую песенку поет нам ветер и повтори вместе со мной. На этом этапе
лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит
именно звук [С]. Можно просить его спеть как ветер, водичка и т.п. Звук [С] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно с-с-с, затем как обычно С. Например:
Автоматизация звука [C] прямых слогах:
С-с-с -а
С-с-с - ы
С-с-с - о
С-с-с - у |
СА-са-са
Сы-сы-сы
Со-со-со
Су-су-су |
СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Су-са-со-сы
Сы-са-су-со |
Для поддержания интереса ребенка к столь не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:
- взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог СА: ли....(СА), колба...(СА), о...(СА) и т.д
Добавляй слог СЫ: кос...(СЫ), но...(СЫ), ча...(СЫ) и т.д.
Автоматизация звука [C] в обратных слогах:
А-с-с-с
и-c-c-с
О-с-с-с
У-c-c-c |
Ас-ас-ас
иc-иc-иc
Ос-ос-ос
ус-ус-ус |
Ас-ис-ес-эс
Ос-ас-ис-ус
Ис-ас-ус-юс
Яс-ас-ис-ус |
Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции
Аса-аса-аса
Исы-исы-исы
Осо-осо-осо
Усу-усу-усу
|
Аса-оса-уса
асэ-осэ-усэ
Асо-осо-усо
Асы-осы-осу
|
Ёса-юса-иса
Ёсо-юсо-исо
|
Автоматизация звука [C] в слога со стечением согласных
Бса-бсы- бсо -бсу
Пса- псы- псо-псу
мса- мсы- мсо-мсу
дса-дсы- дсо -дсу |
Тса- тсы- тсо-тсу
Гса- гсы- гсо-гсу
Кса-ксы-ксо-ксу
|
Сва-свы-cво-сву
Сма-смы-смо-сму
Спа-спы-спо-спу
Сба-сбы-сбо-сбу |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C]В СЛОВАХ
К
этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том
случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [С] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не
следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет
сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет
положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем
отказаться от них. Помните, хороший результат будет, только тогда когда
занятия для него доступны и достижимы и интересны.
Автоматизация
в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить
наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Какой звук пропал?» Повтори слова и скажи, какой звук пропал во втором слове.
Маски-маки, соски-соки, ласки-лаки.
«Поставь перед словом звук [С]» и проговори это слово
Тол-стол, тук-стук, кот-скот, ток-сток
«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [С], повтори это слово, четко проговаривая звук [C]
Палки- Салки, бок-Сок, кон-Сон, мало - сало
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [C] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [C] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [С].
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [С].
Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [С].
Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия
обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [С]: сани, лак, диван, мыс, книга, жираф,
фасоль, стог, каф, кастрюля и т.п.
- «Повтори цепочку слогов» СА-со-су, сы-со-су и т.д
- упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [С] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но
необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [С] в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались
звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент
Автоматизация звука [С] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [С]
Сад
Сани
Сапог
Сода
Сок
Соль |
Сом
Сон
Суд
Судно
Сук
Сукно |
Сундук
Суп
Сын
Сайка
Сало
|
Автоматизация звука [С] в конце слова без стечения согласных звуков
Вес
Вкус
Мусс
Мыс
Пас
Пас |
Опус
Кактус
Покос
Тёс
Ус
Фокус |
Лес
Вопрос
Утёс
Рис
Бас
Парус |
Автоматизация звука [С]в середине слова в интервокальной позиции
Бусы
Оса
Весы
Досуг
Коса |
Осока
Песок
Кусок
Посуда
Посадка |
Часок
Посылка
Посол
Носок
Басок |
Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
Басня
Воск
Капуста
Киоск
Космос
Каска
Куст
Маска
Место
Мост |
Паста
Писк
Пустыня
Тесто
Хвосты
Миска
Мускул
Полоска
Писк
Послание |
Скала
Скат
Скамейка
Слова
Слон
Смена
Сметана
Спина
Ставни
Снаряд |
Автоматизация звука [С] в словосочетаниях
Вкусный квас
Густая сметана
Квашеная капуста
Миска с рисом
Мясной салат
Осколок стекла
Свежее мясо
Смелый поступок
Солист ансамбля |
Соловьиная песня спелые сливы
Стадо скота
Ствол осины
Стеклянный стакан
Страшная маска
Фасад дома
Фасолевый суп
Чистая посуда
Солить суп |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В
ПРЕДЛЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука С.
Береги нос в трескучий мороз.
В кувшине кислый квас.
В кустах кто-то пискнул.
Кактусы посадили в песок.
Нас восхитила песня пастуха.
Недалеко были посадки леса.
Саша поет грустную песню.
Собака своих не кусает.
Суп солите сами по вкусу.
У сома усы.
Я вынесу сор. |
Саша рассказывает.
Саша рассказывает историю.
Саша рассказывает историю о собаке.
Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса.
Искала сыроежки.
Соня искала сыроежки.
Соня искала сыроежки в кустах.
Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику.
В субботу у Кости будут гости. |
Стихи, чистоговорки для усовершенствования произношения звука [C]
Сад в снегу и лес в снегу,
А по лесу я бегу.
У Сони - посылка,
В ней бусы и косынка.
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
У мамы в сумке
Сом и сметана.
Сом - коту
А сметана - Степану .
Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
Сам сказать сумей-ка
В саду стоит скамейка.
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.
|
Соня в суп добавит соль,
А потом - капусту.
Все соседи хвалят суп:
Он сегодня вкусный.
Есть посуда - самовар,
Есть машина - самоход,
Есть игрушка - самокат
И, конечно самолет!
Суп могу я сам варить,
В сад могу я сам ходить,
Самокат мой сам катать,
С горки в санках сам слетать!
Я несусь на самокате
Мимо сосен и берез.
Оставляет на асфальте
Самокат следы колес.
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоняю,
Ну а если сам сломаю,
Сам его я починю! |
Са-са-са, са-са-са,
Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы. |
Са-са-са, са-са-са,
Укусила в нос оса.
Со-со-со, со-со-со,
Стал мой нос, как колесо!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боюсь я злой осы!
Су-су-су, су-су-су,
Я осу в руке несу! |

|