ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [Ш]
При произнесении звука [Ш] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем
при произнесении звука [С] (примерно 4-5мм).
Широкий
кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые
края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть
спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о. язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [С], при произнесении которого она холодная.
Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [Ш]
«Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка»,«Фокус»
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ш]
«Как шипит змея»
Маша
пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и
кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею.
Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни,
как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда
увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с
разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею).
Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш),
змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
«Шумит лес»
Вспомните
с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие
деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает
дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте
и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из
стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо
говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер)
и громче говорите ш-ш-ш-ш.
«Воздушный шар»
Ребенок
стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки
над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(лак), Ш....(топка),
Ш...(куры), Ш...(рамы) и т.д.
«Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.
С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я
буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними
флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья
деревьев»
Взрослый
произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть
далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних
этапах - близкие)
Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш
Если ребенок изолированно произносить звук [Ш], то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [Ш].
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ
Послушай,
какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На
этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он
произносит именно звук [Ш]. Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [Ш] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:
Автоматизация звука [Ш] прямых слогах:
Ш-ш-ш -а
Ш-ш-ш - е
Ш-ш-ш - о
Ш-ш-ш - у |
ША-Ша-Ша
Ше-Ше-Ше
Шо-Шо-Шо
Шу-Шу-Шу |
Ши-Ша-Ше-Шо
Шо-Ша-Ши-Ше
Шу-Шо-Ша-Ши
Ши-Ша-Шо-Шу |
Игра «Договори слово»
Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог
Например: слог - ША
КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)
Игра на развитие фонематического восприятия.
Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [Ш].
Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.
Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах:
А-Ш-Ш-Ш
И -Ш-Ш-Ш
О-Ш-Ш-Ш
У-Ш-Ш-Ш |
АШ-аШ-аШ
иШ-иШ-иШ
ОШ-оШ-оШ
уШ-уШ-уШ |
АШ-иШ-ыШ-уШ
ОШ-аШ-иШ-ус
ИШ-аШ-уШ-оШ
ЯШ-аШ-иШ-уШ |
Автоматизация звука [Ш] в интервокальной позиции

АШа-аШа-аШа
ИШи-иШи-иШи
ОШо-оШо-оШо
УШу-уШу-уШу
|
АШа-оШа-уШа
аШэ-оШэ-уШэ
АШо-оШо-уШо
АШи-оШи-оШу
|
еШа-еШо-иШа
оШо-уШо-иШо
|
Автоматизация звука [Ш] в слога со стечением согласных
Шма-Шмо-Шму
Шпо-Шпа-Шпи
пШа-пШо-пШи
мШа-мШо-мШу |
тШа- тШи- тШо-тШу
Шта-Што-Шты-Шту
Шпо-Шпа-Шпы-Шпу
Шны-Шно-Шну |
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш]В СЛОВАХ
К
этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том
случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [Ш] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не
следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет
сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет
положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий
совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия
для него доступны, достижимы и интересны.
Автоматизация
в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить
наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Измени первый звук в слове»
Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?»
Тапка-
шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар,
майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить,
накал-шакал и т.д.
«Поставь перед словом звук [Ш]» и проговори это слово
Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?
Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [Ш] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [Ш] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [Ш].
Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [Ш], четко проговаривая
звук [Ш].
(например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба,
тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [Ш] и называет их
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [Ш].
Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [Ш].
Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия
обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]: Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.
«На каком месте стоит звук [Ш]в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова
«Придумай слово, чтобы звук [Ш] был в начале слова (в конце, середине)»
«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д
упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [Ш] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но
необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [Ш] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально
встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ
правильно
Автоматизация звука [Ш] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [Ш]
Шум
Шут
Шея
Шаг
Шик
Шах
|
Шёпот
Шина
Шуба
Шайба
Шапка
Шахта
|
Шить
Шайка
Шпоры
Шарф
Шахматы
Шиповник |
Автоматизация звука [Ш] в конце слова без стечения согласных звуков
Камыш
Мякиш
Финиш |
Шалаш
Голыш
Малыш
|
Карандаш
Детёныш
Ландыш
Гуляш
|
Автоматизация звука [Ш]в середине слова в интервокальной позиции
Камыши
Каша
Ландыши
Лошадка
Машина
Мешок |
Мишень
Мышата
Мышонок
Ноша
Ошейник
Ошибка |
Петушок
Пушок
Тишина
Ушанка
Уши
Ушиб |
Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных
Бабушка
Букашка
Вишня
Дедушка
Кашка
Каштан
Пышка
Тушканчик |
Квакушка
Кошка
Кувшин
Кукушка
Ладошка
Лапша
Лукошко
Лягушка |
Мышка
Окошко
Пашня
Петушки
Пешка
Пушка
Лапша
Лепешка |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Букашка на ромашке
Лягушка-квакушка
Малышка с пышкой
Мешать кашу
Мешок с пшеном
Острый карандаш
Вкусный шоколад
Широкий ремешок
Широкий шаг
Шорох мышки
Бабушка Маша |
Петушиное перышко
Пушистая кошка
Пшённая каша
Теплая шуба
Хорошая рубашка
Шаловливая лошадка
Дедушка Миша
Шелушить шишки
Шерстяной шарф
Шикарная машина
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Ландыши хороши.
В шалаше шалят ребятишки.
Маша ест пшённую кашу.
Паша и Миша гоняют шайбу.
Даша надела широкий шарф.
Малыши шагают в школу.
Миша и Паша едут на лошадке.
Наш Мишутка любит шутки.
Готовит Наташа пшённую кашу.
У нашей машины шипы на шинах.
Идет пешком мышонок с мешком.
|
Миша нашёл камешки.
По шоссе идет машина.
Наташа пишет письма Маше.
У Лёши ландыши и ромашки.
У Маши шляпа и шарфик.
У шиповника острые шипы.
Хороша уха из ершей.
Маша и Даша шьют шубу Наташе.
У Ксюши на подушке вышита кукушка.
Маша вышивает мышку.
|
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Мыши шуршат.
Мыши шуршат в тишине.
Мыши шуршат шишкой в тишине.
Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.
Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше. |
Пушистая кошка.
Пушистая кошка на окошке.
Пушистая кошка на окошке слушает
Пушистая кошка на окошке слушает шорох.
Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей. |
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш] В РЕЧИ
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.
Мыши широкими шагами
Шаркали по мостовой.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.
Шли шестнадцать мышей,
Нашли шесть грошей,
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки
Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку.
Что-то не до шуток мышке,
помогу-ка я малышке
У мышонка у Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашу кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку. |
Широкие шины
Шикарной машины
Бесшумно шуршат по шоссе.
Шуршат камыши,
В камышах малыши.
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Ты куда?
К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.
У Маши - котенок Тимошка,
У Миши - мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка и Тимошкой
Не шуметь хотя б немножко
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки |
|