Как проверять, насколько у ребёнка развита мотивационная готовность к школе?
Для этого можно предложить небольшой тест. В принципе, вы сами можете придумать его содержание, главное заключается в принципе. А состоит он в следующем. Нужно дать ребенку одно и то же задание (или два очень близких задания), но обязательно в разных игровых контекстах. В первом случае это может быть любая игра, а во втором — обязательно игра в школу.
Приведем пример. Сначала вы даете ребенку лист бумаги и предлагаете ему поиграть в школу — поучиться писать букву «о». Предложите написать одну строчку: если ему понравится, не мешайте ему писать дальше. Скажите также, что буква «о» должна быть ровной, что все буквы должны быть одинакового размера и располагаться ровными рядами. Если же выполнение задания будет не соответствовать этим требованиям, не вмешивайтесь, пусть ребенок делает все так, как получается.
Затем дайте ему второй лист и предложите рисовать кружочки, которые могут обозначать, что угодно: яблоки, кочаны капусты, баранки и т. д. Главное, чтобы эти кружочки были связаны с определенной «интригой». Например, каждый кружок — это кочан капусты, за которым прячется зайчик, убегающий от волка. Или это баранки, которые потеряла идущая из магазина девочка. Или мо-лодильные яблоки, которые нужно подобрать Ивану-царе-вичу. В общем, все зависит от склонностей ребенка и вашей фантазии. Естественно, напомните и о качестве рисунка, мотивируя это в контексте задания: яблоки должны быть «как на подбор» — ровные, круглые; баранки — всегда одинакового размера и формы и т. п.
Точно так же постарайтесь не мешать ребенку: пусть он рисует до тех пор, пока не потеряет интерес. И не забудьте незаметно засечь время, которое уйдет у ребенка на выполнение каждого игрового задания.
После этого сравните рисунки, которые получились на двух листах. Обращайте внимание на следующие характеристики:
- скорость выполнения задания в первом и во втором случае (именно для этого нужно было засекать время);
- заинтересованность и время, которое она сохранялась: оно не обязательно должно быть одинаковым;
- качество выполнения задания: насколько ровными получились кружочки, одинакового ли они размера, ровные ли ряды и т. п.;
- отвлекаемость в течение выполнения задания.
Результаты говорят о том, какая — игровая или учебная — мотивация развита лучше. Если с точки зрения перечисленных показателей лучше выполнена первая работа, то можете не беспокоиться: у вашего ребенка хорошо развита учебная мотивация. Если же результаты обратные, то вам есть о чем беспокоиться. Впрочем, ничего ужасного не случилось, и все вполне поправимо, достаточно лишь приложить некоторые усилия. И, что очень важно, не переусердствовать, так как в этом случае легко прийти к результатам, обратным желаемым.
Не стоит также особо беспокоиться, если вашему ребенку меньше шести лет. У вас еще много времени, чтобы развить отсутствующую мотивацию. Да и нет никакой нужды, чтобы у четырех- или пятилетнего ребенка учебная мотивация была.
Хуже, если ему уже исполнилось шесть, но игровая мотивация развита больше. Это означает, что в школе ребенок может столкнуться с проблемами, которые самостоятельно решить он не в состоянии. И сейчас мы расскажем почему.

|