Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики
заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука,
разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить
требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной
гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в
процессе выполнения движений. При отборе упражнений для
артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта,
нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики
отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука,
каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются
с нужными, правильными движениями.
Логопедическая гимнастика показана детям
от 2-х лет для профилактики нарушений звукопризношения и детей более
старшего возраста для коррекции нарушений речи . Проводить гимнастику
следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.
РџСЂРё
проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять
качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам
движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без
сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным
тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом
движений, умением удерживать движение, определенное время, за
переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного
движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические (удержание позы долго время) упражнения недопустимы.
Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1,
2, 3 и переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т.д) ребенка
на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).
Гимнастика для губ и щек:
- Надувание обеих щек одновременно.
- Надувание щек попеременно.
- Втягивание щек в ротовую полость.
- Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
- Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
- Чередование улыбка - трубочка.
- Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
- Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
- Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
- Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
- Рмитация полоскания Р·СѓР±РѕРІ.
- Нижняя губа под верхними зубами.
- Верхняя губа под нижними зубами.
- Чередование двух предыдущих упражнений.
- Вибрация губ (фырканье лошади).
- При выдохе удерживать губами карандаш.
Гимнастика для челюстей:
- Опускание и поднимание нижней челюсти.
- Движение нижней челюсти вправо.
- Движение нижней челюсти влево.
- Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

|