Общие принципы обследования речи детей.
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы.
Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.
Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как
проводить обследование, какой материал использовать, как
оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании
речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения словаря (пропуски, перестановки слогов, звуков) и фразовой речи (не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с
данными о здоровье ребенка, так как развитие речи тесно связано с психофизическим его развитием.
Различные инфекционные заболевания в первые три года
жизни ребенка, особенно болезни, связанные с расстройством
питания (диспепсия, дизентерия и др.), задерживают рост и
развитие всего организма, в том числе и речи. Успех работы по
воспитанию правильного произношения у ослабленных и отстающих в развитии детей в значительной степени зависит от строгого выполнения режима, предписанного врачом.
При формировании правильного.звукопроизношення у детей
большую роль играет подражание речи окружающих взрослых.
Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят
члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопронзношенню с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.
Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в
играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить
фразу, теми речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся
недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие).
Затем проводит индивидуальное обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка. Обследование лучше проводить тогда, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой).
Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются
тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи детей. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в самостоятельной речи.
Опыт показал, что нельзя также проверять звукопронзношенне, ограничиваясь прослушиванием прочитанного ребенком стихотворения, так как в заученном со слов взрослого стихотворении он произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать звуки, которые нужно
проверить. Поэтому обследование проводится с использованием
специального материала, который должен быть в каждой группе.

|