ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Период от двух до трех лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.
Со второй младшей группы, когда у ребенка имеется уже достаточный активный словарь и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей.
Развитие з в у ко п р ош н о ш е н ия у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.
Формирование звука проходит несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга:
подготовительный — различение этого звука по акустическим признакам и развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения данного звука;

появление звука — выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука;
постепенное овладение звуком—введение звука в речь, сначала употребление в слове, потом во фразе.
Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.
Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в). На этом материале у детей развивают умение правильно, длительно произносить звук (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), четко произносить и выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком.
К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков т, д, н, к, г, х, ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки
С, С у 3, 3 , ц.
В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, ч, щ, л, л', р, р? и звук /.
Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различительных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость — глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе.
А. Н. Гвоздев указывал, что «формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различил слов в соответствии с имеющейся в языке традицией» 1.
Детей шести-семи лет обучают дифференциации звуков. Для этого берут те группы звуков, которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие (с—ш, з—ж, ц — чу сь — щ), звонкие и глухие (в — ф, з — с, ж — ш, в — п, д — т, г — /с), сонорные (л — р), твердые и мягкие согласные (г — ть и др.).
Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:
1. Умение различать на слух изолированные звуки при их сопоставлении и правильно произносить'их.
2. Умение различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в словах.
3. Умение различать и правильно употреблять дифференцируемые звуки во фразовой речи.
Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.
Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).
Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с помощью специально подобранных игр.
Работа по развитию подвижности и диффе-ренцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется iBO время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.
Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах) .
Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.
Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.
Первая младшая группа. 1. Развивать речедвига-тельный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
3. Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа.. 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа. 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, зц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа. 1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, tu, ж, ч, щ, л, л', р, р\
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.
3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа. 1. Продолжать работу^ад четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
|