Проведение обследования.
Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопронзношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается
от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, неможет произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу признести звук по подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.
При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.
Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нару« шения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, обследуют с использованием сюжетных картинок. С их помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.
Оформление результатов обследования. Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы,, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в консультации ортодонта.
Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»); б) замену звука («колова», «лыба»); в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно); г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).
Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет только отдельные слоги).
Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает: а) как говорит ребенок — фразами или только словами; б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.; в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.
Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка. Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.
В течение года воспитатель отмечает в таблице все изменения в речи детей, это наглядно показывает результаты его работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звукопроизношении каждого ребенка.
В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов — достаточный или не соответствует возрасту (когда ребенок не знает основных слов, которыми пользуются дети его возраста),.
В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произносит основные обиходные слова: правильно или сокращает, пропускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги.
В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок: фразами или отдельными словами, правильно строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами.
В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:
1) если ребенок произносит звук правильно, то в соответствующей клетке нужно ставить плюс ( + );
2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке нужно ставить минус ( —);
3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке следует записать звук-заменитель;
4) при искажении звука нужно отметить характер искажения или хотя бы указать: «Произносит нечетко».
В графе «Примечание» нужно отмечать, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс ( + ).
В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов» (который в этом возрасте достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладели различной структурой слов), «Фразовая речь» (дети уже согласовывают все слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где отмечается следующее:
1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс ( + );
2) если ребенок путает сходные звуки, то в соответствующей клетке нужно ставить минус ( —).
Когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки в речи, в соответствующей графе ( — ) заменяется торых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, я), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы
б) поднят вверх
. После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое — «Качели»
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке й и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед. ~
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит» , «Прятки»
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (о, у). Таким образом, язык может быть: а) широким, распластанным— для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»; б) узким — сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения плюсом ( + ). Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика
развития речи детей.
Выводы по результатам обследования. После подведения итогов по обследованию, в конце сентября или начале октября, воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, в чем будет заключаться помощь родителей по воспитанию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обратиться к логопеду, строго выполнять все его указания. Сам педагог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специализированный детский сад (для детей с недостатками речи). Если это необходимо, он обеспечивает консультацию врачей разных специальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.
1Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. «Звук представляет собой сложный комплекс таких кинем 2, которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук... Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия» 3.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате ко-
1 Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференци-рованности движений данного органа.
2 Кинема — движение органа речи при производстве звука.
3 Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с. 134.

|