РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим:
уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию;
воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;
воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.
При отработке любого звука не стоит на одном занятии совмещать все четыре вида работы, так как это не даст положительного результата, особенно у тех детей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно, с интервалами в 3—6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отработанный материал.
В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится пятый вид работы — итоговое занятие. Его цель — обобщить весь отработанный материал по данному звуку.
Воспитатель, проводя все 5 видов работы, на каждом из них обращает внимание детей на различные движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование навыков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата.

|