С л о в а р ь
ДЕФЕКТОЛОГИЯ - наука о психофизиологических особенностях
развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о
закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДЕФЕКТОЛОГ - это педагог, который поможет Вашему малышу
познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не
успел в силу особенностей своего
ДЕПРИВАЦИЯ -- термин, широко используемый сегодня
в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и
означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных
потребностей»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - комплекс упражнений направленных на
формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и
продолжительность выдоха).
ЗПР - задержка
психического развития, нарушение нормального темпа психического развития
ребенка. ЗПР Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции
ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей
с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная
расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется
низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации.
Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.
ЛОГОПЕДИЯ- наука, изучающая людей с речевыми
нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с
ними.
ЛОГОПЕД- это специалист с высшим педагогическим дефектологическим
образованием по специальности логопедия, занимающийся устранением
недостатков речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - активный метод механического воздействия,
который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей
периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет одну из
логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны
речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (артикуляторная гимнастика) - комплекс
специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки
звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а
так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии,
патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп
звуков (свистящие, шипящие и др.)
ММД - минимальная
мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и
подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате
кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в
процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз
может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее
частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной
расторможенности).
ОЛИГОФРЕНИЯ- врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических
повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только
интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с
диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1-3 % всего
населения. Олигофрения - не прогредиентный (то есть не прогрессирующий)
процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности
оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по
стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «... индивид,
неспособный к независимой социальной адаптации»
ПИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это психическое
состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется
возможности для удовлетворения некоторых его основных психических
потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Психические
потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его
ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку
препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды,
то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить
разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение
длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности,
которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.
Одним фактором при
возникновении психической депривации является недостаточное поступление
стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим
фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи
уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.
развития.
Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - Комплекс упражнений для развития и
совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые
регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше
говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
ПЭП - перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы,
ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное
голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский
церебральный паралич (ДЦП).
СЕНЗИТИВЫНЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (от лат. sensus -
чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при
прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к
специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций
подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности,
дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к
восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная
способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде
всего для правильной организации учебных мероприятий.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность
человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.. слух, обеспечивающий
понимание звуков данного языка

|