Советы на будущее
Ниже несколько советов о том, как следует вести себя, когда ребенок пойдет в школу. Прежде всего, это касается отношений с учителем.
Родители — ребенок — учитель: Принципы благополучия
Основные принципы, которые должны лежать в основе этого треугольника (а это именно треугольник, и ниже станет ясно почему), — это дружба, взаимопонимание и взаимопомощь. Это означает, что в школе запрещено заключать союз против третьего лица. Конечно, союз учителя и ученика против родителей — случай редкий и даже экстраординарный. Но вот союз родителей и ученика против учителя, а также союз учителя и родителей против ученика — вещь, крайне распространенная, встречающаяся практически на каждом шагу.
Почему мы заговорили о треугольнике? Дело в том, что здесь нет двусторонних связей: из-за нарушения одной из сторон всегда страдает третья. Так, отсутствие взаимопонимания между учеником и учителем не может не сказаться на родителях, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок хорошо учился и охотно ходил в школу. Тем более, что родители будут первыми, кто эти проблемы заметит. А проблемы во взаимоотношениях родителей и ученика так или иначе влияют на поведение учителя, который не может оставаться безучастным, то есть не занять в этом конфликте одну из сторон.
Впрочем, родители и учитель — это люди взрослые, которые всегда могут договориться, всегда в состоянии исполнить роль посредника в конфликте и вмешаться в тот момент, когда в одной из сторон треугольника нарушилась гармония. Так, нередко учитель вмешивается и даже должен вмешаться в том случае, если у ученика проблемы в семье. И точно так же первыми, кто вмешивается в случае непонимания между учителем и учеником, являются родители.
Отличие ребенка состоит в том, что он не в состоянии вмешаться, если в отношениях между родителями и учителем не все благополучно, поскольку он еще мал, да и не знает, какими должны быть эти отношения. А потому он и будет страдать больше всех.
Все это означает, что родители должны принять учителя таким, какой он есть, и согласиться с методами его работы (если они, конечно, не выходят за пределы человечности). Не стоит преувеличивать опасности. В начальной школе не так уж много плохих учителей, да и те там недолго задерживаются. Человек, который любит свою работу и который продолжает во что бы то ни стало выполнять ее, по определению не может быть плохим специалистом.

Чаще общайтесь с учителем. Обучение, тем более начальное, — это период, когда закладываются основные навыки и умения, которые пригодятся вашему чаду на протяжении не только обучения в школе и вузе, но и в дальнейшей жизни. При этом педагогика, которая не является строгой наукой, представляет собой сферу деятельности, где всегда приходится иметь дело с конкретными и действительно неповторимыми людьми. И общение поможет вам открыть неповторимость и уникальность вашего ребенка.
Но напомним еще раз: при самых благих намерениях союз против третьего лица в школе заключать нельзя, так как рано или поздно этот союз обернется еще большими проблемами. Следовательно, ваши отношения с учителем не должны строиться по принципу «дружим против ребенка». Необходимо учитывать не только требования, но и интересы, возможности и психологические особенности вашего ребенка. Из того, кто обладает средними способностями, отличника не сделаешь. Хотя нередко именно из тех, кто отличником не был, и получаются настоящие люди, хорошие специалисты и, кстати, прекрасные родители.
Режим дня
Режим дня предполагает регулярное, то есть повторяющееся изо дня в день, чередование сна, бодрствования, приема пищи и различного рода занятий. Правильный режим дня — это еще одно из условий того, что у вашего ребенка дела в школе будут идти хорошо. Регулярная повторяемость — это практически физическая потребность, о чем не подозревают даже многие взрослые. А что говорить о ребенке?
Поэтому родители должны ненавязчиво позаботиться о том, чтобы у их ребенка был правильный режим дня. Сделать его регулярным не так трудно, тем более, что школа, кружки и секции работают в определенное время, с чем «приходится считаться». Гораздо труднее правильно спланировать день, чтобы ваш ребенок меньше уставал, а его деятельность приносила больше результатов.
Какие требования следует выполнять, чтобы режим дня был правильным?
-Длительность сна первоклассника должна составлять 10 часов. Меньше спать ему нельзя, слишком молод его организм. Да и больше позволять спать не стоит, так как от этого развивается леность. Следовательно, если вашему ребенку приходится вставать в 8 часов, то отбой должен приходиться на 22 часа.
- Пик активности и работоспособности первоклассника приходится на время спустя 3—3,5 часа после пробуждения. Так, при подъеме в 8 часов максимальный уровень активности достигает максимума в 11 часов. Снижение же активности происходит еще через 2 часа (то есть в 13 часов в нашем случае).Следовательно, на этот период должен приходиться отдых: прогулки, сон, игры и т. п. Начинать же делать уроки следует не менее чем через 1,5—3 часа после окончания школьных занятий. В обратном случае ничего хорошего из этого не выйдет: ребенок устал. Если вы все-таки решили отдать ребенка в секцию или кружок, и это ему нравится, то отправлять его туда нужно сразу после школы.
Все это означает, что умственные и физические нагрузки должны чередоваться. Это поможет вашему ребенку автоматизировать некоторые очень важные навыки и умения. А ценой этому будет высвобождение внимания для овладения другими, более сложными видами деятельности.
-Очень ва-кную роль играет достаточная физическая активность.
Впрочем, это не означает, что ребенка нужно непременно тащить в какую-нибудь спортивную секцию. Это имеет смысл лишь тогда, когда ему очень нравится то, чем он занимается. В обратном случае он будет только больше уставать. Поэтому перед тем, как принять такое решение, взвесьте все «за» и «против», в том числе учтите и его желание. Не стоит водить ребенка куда-то насильно: это одна из тех ситуаций, когда под прикрытием благих намерений, сами о том не ведая, вы приносите вред.
Одним из аргументов против посещения секций, кружков и музыкальной школы является то, что утомительные поездки забирают у ребенка очень много физических и психических сил. Его организм еще не сформировался до конца, и лишних сил у него нет. А потому повремените до того момента, когда ребенок подрастет. Вы ничего не потеряете: таланты раскрываются позже, чем хотелось бы родителям, по крайней мере, не в первом классе. К тому же гораздо легче наверстать упущенное, чем не успеть получить и потерять что-то важное.
Поэтому посещение секций, кружков и т. п. в начальной школе лучше заменить регулярной утренней гимнастикой и играми на свежем воздухе. Но если жертва, которая приносится посещению бассейна или секции, не слишком велика, не пренебрегайте и этой возможностью. Помните только о том, что ваш ребенок не должен во что бы то ни стало посещать их.
|