Метод
коррекции речи у слабослышащих детей.
Слышание -
всего лишь один аспект гораздо большего,
динамического процесса, в котором
участвует каждая клетка тела.
Ухо
не просто "слышит", но колебания,
воспринимаемые им, стимулируют нервы
внутреннего уха, где эти колебания
преобразуются в электрические импульсы,
различными путями попадающие в мозг.
Некоторые идут в слуховые центры, и их
мы воспринимаем как звуки. Другие создают
электрический потенциал в мозжечке,
который контролирует сложные движения
и чувство равновесия. Оттуда они идут
в лимбическую систему, заведующую нашими
эмоциями и выделением различных
биохимических веществ, в т.ч. гормонов,
оказывающих влияние на все наше тело.
Электрический потенциал, создаваемый
звуком, также передается в кору головного
мозга, заведующую высшими функциями
сознания. Таким образом звук питает
мозг, а вместе с ним и все тело.
Прямая
связь между диапазоном слухового
восприятия человека, диапазоном вибраций
его голоса и его уровнем здоровья.
Сравните бесцветный, слабый голос
больного человека и звонкий радостный
голос ребенка!
Особый
процесс звукозаписи под названием
"электронное ухо".
В этом процессе из обычного звука
поочередно вырезается то высокочастотная,
то низкочастотная компонента. Когда
человек слушает такую запись, мышцы его
уха тренируются путем поочередного
напряжения и расслабления; таким образом
расширяется диапазон слухового
восприятия, и как следствие, исчезают
многие расстройства. Существует множество
документированных исследований,
показывающих, в частности, что в результате
применения этого метода усиливается
творческий потенциал, улучшается память
и способность к сосредоточению.

Мы говорим на частоте 3000-12000 Гц, причем
россияне - на всех частотах 9 единственные
в мире, насколько я понимаю), а, н-р,
французы - на низких, англичане - на
высоких. В утробе матери ребенок
воспринимает звуки на частоте 9000 Гц,
"костным слухом", который "соединяется
с ушами с помощью мозга. Сначала мы
слышим "черепом и позвоночником",
а потом все фильтруется мозгом, и на уши
мозг посылает фильтр (где-то через 0,5
секунды), таким образом услышанные ушами
звуки могут блокироваться. Если кто-то
кричит, мы сжимаемся "в кулачок",
если работает холодильник - мы "не
слышим этот звук", У аутистов эта
связь нарушена, мускулы ушей не работают
и не могут блокировать резкие звуки или
"отключать" ненужные - ребенок
будет ушами слышать все "вживую",
поэтому аутисты при повышенном шуме
ведут себя нервно.
Метод состоит в
том, что на голову надеваются наушники,
"на макушке" которых стоит "вибратор",
генерирующий звуки на череп, то есть
череп "слушает". Через 0,5 сек в уши
передается соответствующий звуковой
сигнал. Таким образом у мускулов ушей
вырабатывают рефлекс реакции или
сокращения при поступлении звуков. Сами
звуки пренеприятные вначале, (как если
включить НТВ плюс, если у вас нет
декодера), поступают непрерывно в течение
30 минут "на макушку" и потом в уши.
Звуки такие, поскольку в чреве матери
ребенок слышит на частоте 9000 гц. В течение
первых 2-3-х курсов ставят голос матери
(у меня пленка по-русски), фильтрованный
на частоте 9000 Гц по 30 мин - и по 30 мин
церковного пения, Моцарта и Баха (для
отдыха). Причем для приемных детей голос
приемной матери использовать нельзя.
При первых курсах тренируется фильтрование
неприятных звуков. Далее устраивают
"рождение" - в течение нескольких
часов 9000 фильтруют до нормальной речи,
то есть имитируют рождение ребенка.
Говорят, что речь нормально появляется
на этой стадии. У нас ее еще не было.
Далее идет стандартное обучение речи,
но со спец. слуховыми эффектами для
определения отдельных звуковых оттенков.
Акустические
нарушения выражаются в том, что ребенок не в
состоянии из какофонии звуков выбрать
тот, которому нужно выделять внимание.
Материнский голос используется,
поскольку если нарушение развития
произошло во внутриутробном периоде,
этот метод восстанавливает связь
"костный" слух- мозг-уши. То есть
ребенка проводят по всем этапам до
рождения. Я бы сказала, что это как бы
часть нейропсихологии - можно сказать,
аудитивная психомоторная коррекция. А
до рождения он слышит только мать, вот
почему голоса приемных матерей не
подходят. На этом этапе ребенка учат
вычленять речь, активизируя костный
слух, а через него - уши и мозг, речь
матери среди других не речевых звуков
(ну, работу сердца и др. органов они
почему-то не имитируют).
Затем -
рождение, после которого ребенок
погружается в какофонию наших звуков,
но ненадолго, и время постепенно
увеличивается для лучшей адаптации.
Человек, речь которого уже развита,
априори не имеет акустического дефекта.
Ему можно этим методом ее развить - но
уже работать не с материнской речью, а
с реальной фонетикой .Этот метод можно
использовать и для развития речи
слабослышащих детей.
ЛЕЧАТ ЗВУКИ МУЗЫКИ...
Музыка
— наибольшая отрада для грустящего
человека...
Мартин Лютер
Украина.
Харьков. Белых-Супрун Наталия Александровна
логопед-дефектолог
,слухопротезист
|