Какие бывают нарушения речи?
У Вашего ребенка проблемы с речью? Вы сходили на
консультацию к логопеду. Поставлен диагноз. Но Вы в полной растерянности, так
как не понимаете, что стоит за этими труднопроизносимыми словами и
сокращениями.
• На приеме у логопеда
Часто родители стесняются спросить специалиста, что
означает какой-либо термин. Приходят домой, обзванивают знакомых: вдруг у
кого-то из них такая же проблема. И зря… Если на приеме у логопеда или врача Вам
не понятно, что стоит за тем или иным диагнозом, попросите разъяснить Вам в чем
заключается проблема и как с ней бороться.
Логопеды медицинского (поликлиника, больница,
медицинский центр) и образовательного (детский сад, школа, развивающий центр)
учреждения используют разные термины, обозначая одно и то же речевое
нарушение.
В процессе логопедического обследования логопед
проверяет состояние пяти компонентов речи ребенка: 1. звукопроизношение 2.
фонематическое восприятие, анализ и синтез (способность различать звуки речи на
слух, определять место звука в слове, количество звуков и т.д.) 3. объем
словарного запаса 4. грамматические конструкции 5. фразовая речь В зависимости
от того, сколько и какие компоненты речи нарушены, составляется логопедическое
заключение (диагноз).
• Виды логопедического заключения
Дислалия – нарушение звукопроизношения в
результате нарушения прикуса, неправильно сформировавшихся артикуляционных
движений, укороченной подъязычной уздечки.В возрасте 1-3,5 лет может быть
поставлен диагноз физиологическая дислалия. Это возрастное искажение
звукопроизношения. По мере формирования речевого аппарата звуки речи
произносятся правильно.
Дизартрия – нарушение звукопроизношения в
результате органического поражения речевого аппарата. Может быть следствием
родовой травмы, асфиксии, обвития пуповины, черепно-мозговых травм в раннем
возрасте.
Алалия – нарушение всех пяти компонентов речи
в результате органического поражение речевых зон головного мозга. Бывает
моторная, сенсорная и сенсо-моторная алалия. Часто заменяется синонимом ОНР
(общее недоразвитие речи).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение
всех пяти компонентов речи. Выделяют IV уровня ОНР. Первый самый тяжелый,
четвертый самый легкий.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношение (фонетический компонент) и
несформированность навыков фонематического восприятия, анализа и
синтеза.
Дисграфия (нарушение письменной речи) –
нарушение процесса письма.
Дислексия (нарушение письменной речи) –
нарушение процесса чтения.
Дизорфография (нарушение письменной речи) –
нарушение процесса усвоения орфографических правил.
Заикание – нарушение плавности речи: запинки,
паузы в результате судорог органов речевого аппарата. Бывает неврозоподобная
форма заикания и невротическая (логоневроз).

|