Психотерапия детей: что это такое?
• Что происходит на приеме у психолога? Когда родители звонят по телефону, чтобы договориться о первом приеме, обычно они кратко излагают суть проблемы, которая заставила их обратиться за помощью к специалисту.
Исходя из этого, психолог решает, как лучше провести первую встречу – только с родителями или с родителями и ребенком.
На первом приеме психолог просит родителей более подробно рассказать о том, что их привело к нему в кабинет. По возможности выясняются причины существующей проблемы – является ли она недавно возникшей или это следствие давнего семейного или межличностного конфликта. Обсуждаются возможные пути помощи ребенку и родителям.
Если принимается решение о начале психотерапевтических занятиях с ребенком, то психолог обсуждает с родителями особенности этой работы.
• Правила психотерапевтической работы с детьми:Чтобы психотерапия была успешной и результативной, существует некоторый свод правил.
1. Конфиденциальность – всё, о чем идет речь в кабинете психолога, не выходит за стены этого кабинета ни при каких условиях.
2. Нейтральность – фигура психолога остается нейтральной для клиентов. Психолог не может брать на психотерапию и консультирование родственников, знакомых. А также не может вступать в какие-то иные отношения с клиентом (дружба, встречи в гостях у общих знакомых, деловое партнерство), кроме психотерапевтических.
3. Психолог и родители договариваются о дне и времени проведения занятия. В случае отмены сессии родители предупреждают психолога заранее, не позднее чем за один день до назначенной встречи. Психолог также заблаговременно предупреждает родителей о переносе занятия. Если клиент не предупредил своевременно об отмене сессии, то пропущенная встреча все равно оплачивается в следующий раз.
4. Если клиенты опаздывают на сессию, занятие сокращается и заканчивается в обычное время. У психоаналитиков есть шутка: «Если клиент приходит раньше, значит он испытывает тревогу, если опаздывает, значит- злится».
5.Если родители по каким-то причинам принимают решение прекратить занятия или сделать перерыв, то они предупреждают об этом психолога за 1-2 занятия, чтобы у психолога была возможность обсудить перерыв с ребенком и завершить терапию на сколько это возможно.
6. Работа с ребенком подразумевает активное сотрудничество родителей с психологом. Обычно встречи с родителями проходят примерно 1 раз в месяц.
7. Так как родители, хотя и косвенно, но вовлечены в психотерапевтический процесс ребенка, они могут испытывать по отношению к психологу различные чувства – сопротивление терапии и желание поскорее её закончить, агрессию и злость, ревность, неудовлетворенность работой с ребенком. Такие ощущения и эмоции периодически возникают на разных этапах терапии и могут свидетельствовать о положительной динамике в психотерапии. Поэтому подобные фантазии и мысли стоит обсуждать с психологом,
чтобы извлечь их из неосознаваемой области в сознание и тем самым освободиться от негативных переживаний и воспоминаний.
• Виды психотерапевтической работы с детьми:
Сказкотерапия - это вид психотерапии, в основе которой лежит обсуждение с ребенком сказок, историй с целью раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Ребенку читают сказку, иногда предлагают придумать свою сказку на определенную тему, нарисовать иллюстрации. Творческий процесс позволяет перестроить конфликтную или травмирующую ситуацию и найти новое оптимальное решение.
Арттерапия – эта форма психотерапии через рисунок и лепку дает выход внутренним конфликтам и подавленным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, а также способствует расслаблению и снятию напряжения.
Игровая терапия – может быть использована с детьми самого раннего возраста. С помощью психолога в игре ребенок «проигрывает» и «переигрывает» травматические события и конфликтные ситуации. Учится строить новые отношения.
• Длительность и результаты
В зависимости от серьезности Вашей проблемы, курс может длиться от 1 встречи до нескольких лет.
За несколько сессий можно обсудить с родителями недавно возникшие конфликты и сложные ситуации.
Если проблема давняя, касается значимых отношений в семье и с окружающими, то курс занятий с ребенком длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
Занятия с ребенком проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность одной сессии-50 мин.
Кроме того, родителям может быть рекомендована личная психотерапия со взрослым или семейным психотерапевтом.
Перед завершением психотерапевтической работы психолог проводит заключительную сессию с ребенком, а также назначает встречу с родителями. На этой встрече обсуждаются результаты работы с ребенком, даются рекомендации родителям.
• Проблемы, при которых есть показания к психотерапевтической работе:
-неврозы, тики;
-повышенная тревожность, страхи;
-низкая самооценка;
-депрессии;
-соматические симптомы (бронхиальная астма, аллергии, беспричинные головные боли и прочие заболевания, если классическое лечение не приносит улучшений в состоянии);
-гиперактивность;
-трудности взаимоотношений в семье, в школе, в детском саду;
-стрессовые и травматические ситуации.
Желаем Вам успехов!

|