Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
(проводится как часть занятия, в отдельных случаях как целое занятие)
Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При подборе материала следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как можно меньше. Этот вид работы требует быстрой смены положений органов артикуляционного аппарата, а следовательно, развивает способность быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии (совокупность правил устной речи), которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях. Нельзя брать те слова, звуковое оформление которых расходится с графическим.
При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносят более четко.
Необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге,— это привлекает внимание ребенка к звуку. В русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий, это способствует выделению отрабатываемого звука. Если же удлинить безударный слог, то возникнет иллюзия второго ударения, вот почему не рекомендуется сначала брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребенку усваивать правильное ударение. В словах муха, автомат, мак звук м можно легко выделить, произнести его долго, четко, а в словах молоко, магазин, не нарушив правила произношения, выделить звук м нельзя. В безударных слогах происходит ослабление и изменение звучания звуков, особенно некоторых гласных, например: воды — води. В слове воды звук о ясно слышен, в слове воды слышен уже не звук о, а звук, акустически больше похожий на а. Так же изменяется звучание некоторых согласных.

|